Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «История. Политология. Право. History. Political science. Law»

Расширенный поиск

Охраняемые элементы аудиовизуального произведения

Полный текст:

Аннотация

Авторское право на практике обнаруживает множество проблем, вызванных неразработанностью регулирования, неактуальностью и низким уровнем правовой доктрины. Наблюдается отсутствие целостного понимания авторского права, что выражается в расхождениях позиций даже на уровне такого базового элемента, как объекты авторских прав, одним из которых является аудиовизуальное произведение. Споры разворачиваются по поводу круга авторов аудиовизуального произведения, а также принадлежности результатов интеллектуальной деятельности, которые вошли в состав такого произведения. Причина разногласий кроется в двойственном положении аудиовизуального произведения: оно одновременно является и совокупностью отдельных произведений, и самостоятельным объектом авторских прав, не идентичным сумме составляющих его элементов. Положение осложняется неопределённостью в отношении такого понятия, как часть произведения, что приводит к ситуации, при которой одни элементы аудиовизуального произведения охраняются как его части, другие - как самостоятельные произведения, у которых имеются собственные авторы и правообладатели. Ответ на вопрос о круге объектов, подлежащих авторско-правовой охране в рамках аудиовизуального произведения, имеет большое практическое значение - это поможет организовать гражданский оборот и урегулировать отношения между всеми правообладателями и защитить права авторов. В работе проанализированы наиболее распространённые позиции, встречающиеся в юридической литературе и судебной практике, по обозначенным вопросам с целью унификации и выработки обоснованного подхода к пониманию природы аудиовизуального произведения и входящих в его состав произведений. В частности, аудиовизуальное произведение не является лишь фикцией, установленной законодателем для оптимизации гражданского оборота, но представляет собой «естественный» объект авторского права. Часть аудиовизуального произведения не тождественна произведению, вошедшему в его состав, более того - для придания части самостоятельной авторско-правовой охраны необходимо доказать её самостоятельный творческий характер, в отличие от произведений, которые охраняются автоматически с момента создания. Дополнительно выявлена необходимость законодательного закрепления в качестве разновидностей самостоятельно-охраняемых частей произведения таких объектов, как формат и серия многосерийного произведения. Наконец, для правоприменения видится крайне положительным закрепление в законе официальных дефиниций таких понятий, как «персонаж», «формат», «серия многосерийного фильма», а также условий их охраноспособности.

Об авторе

С. В. Никитенко
Сибирский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и соавт. / Под редю И.А. Близнеца. Право интеллектуальной собственности : учеб. М.: Проспект, 2010. - 690 с.

2. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 3. - С. 63-73.

3. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2005. -384 с.

4. Сокольская М.Ю. Фильм как продукт креативной экономики. // Петербургский экономический журнал. - 2015. - № 1. - С. 86-95.

5. Слободян С. А. Смежные права исполнителей и их соотношение с правами авторов и продюсеров // Реклама и право. - 2009. - № 1. - С. 26-27.

6. Орлов Д. М. Интеллектуальные права авторов аудиовизуального произведения по законодательству США // Вестник Московского университета МВД России. - 2010.- № 6. - С. 155-157.

7. Орлов Д. М. Осуществление и гражданско-правовая защита прав авторов аудиовизуального произведения: автореф. дис. … к. ю. н. (12.00.03). - М., 2013. - 205 с.

8. Макаров Д., Макаров Т. Правовые аспекты использования музыкального произведения, являющегося составной частью аудиовизуального произведения как сложного объекта // Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права. - 2016.- № 6. - С. 14-24.

9. Борисенко Д. Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения: автореф. дис. … к. ю. н. (12.00.03). - М., 2013. - 26 с.

10. Максимова Л.Г. Права автора и их защита: Документы и материалы. - М.: Совет. Спорт, 2001. - 447 с.

11. Гаврилов Э.П. Авторские права на персонаж. Патенты и лицензии // Интеллектуальные права. - 2011. - № 12. - С. 41-48.

12. Щербак Н.В. Условия охраноспособности объектов авторского права // Вестник Московского университета. Серия 11: право. - 2008. - № 5. - С. 30-48.

13. Калятин В.О. Авторское право в проекте части четвёртой ГК РФ // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006.- № 9. - С. 4-18.

14. Гаврилов Э.П. Авторское право и содержание произведения // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. - 2009. - № 7. - С. 32-38.

15. Энтин В.Л. О контрафакте, Масяне и д’Артаньяне // ЭЖ-Юрист. Режим доступа: http://www. consultant.ru.

16. Энтин В., Клишина А. Персонаж как охраняемая часть произведения // Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права. 2008. - № 5. - С. 37-47.

17. Капустина А.Г., Андреева Е.В. Актуальные проблемы и особенности использования объектов авторских и смежных прав на российском телевидении // Евразийский союз учёных. - 2015. - № 6-5 (15). - С. 16-19.

18. Гаврилов Э. «Формат» аудиовизуального произведения и некоторые вопросы права интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. - 2016. - № 3 (470). - С. 64-79.


Рецензия

Для цитирования:


Никитенко С.В. Охраняемые элементы аудиовизуального произведения. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «История. Политология. Право. History. Political science. Law». 2019;(1):65-74.

For citation:


Nikitenko S.V. Protected elements of audiovisual works. Vestnik of North-Eastern Federal University. History. Political Science. Law. 2019;(1):65-74. (In Russ.)

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5612 (Online)