Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «История. Политология. Право. History. Political science. Law»

Расширенный поиск

Население - субъект властеотношений

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются подходы к пониманию термина «население», его соотношение со смежными понятиями «народ», «многонациональный народ РФ», «народы в РФ». Обосновывается позиция о том, что население на разных уровнях публичной власти различным образом представлено в качестве субъекта властеотношений. Если население РФ участвует в отношениях народовластия как часть многонационального народа РФ и поэтому самостоятельной политической правосубъектностью не обладает, то за населением субъектов РФ, представленном в качестве народа субъекта РФ или совокупности народов в Российской Федерации, проживающих на территории субъекта РФ, признается политическая правосубъектность во властеотношениях на уровне субъекта РФ. Это же относится и к населению муниципальных образований, представленному в качестве местного сообщества, носителя коллективного права на осуществление местного самоуправления. Соответственно на уровне субъекта РФ и на муниципальном уровне население может непосредственно выступать в качестве субъекта, привлекающего к конституционно-правовой ответственности органы соответствующего уровня публичной власти.

Об авторе

А. Т. Докторова
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Казьмина Е.А. Народ как субъект конституционного права РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 24 с.

2. Матейкович М.С., Воронин В.В. Народ, гражданское общество, общественность как субъекты конституционно-правовых отношений // Право и политика. - 2007. - №10. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения - 1.12.2017).

3. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: учеб. пособие. - М., 2004. - 352 с.

4. Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опты ФРГ для России. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. - 448 с.

5. Сергеев Д.Б. Институт местного сообщества муниципального образования: трудный путь в современное российское право // Российский юридический журнал. - 2010. - № 5. - С. 119-124.

6. Шугрина Е.С. Субъекты конституционного права на осуществление местного самоуправления // 15 лет российской Конституции и развитие местного самоуправления. Сборник статей / Под ред. А.Е. Балобанова, Э. Маркварта, Е.С. Шугриной. - М., 2008. - 300 с.

7. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // CЗ РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.

8. Безуглов А. А. Суверенитет советского народа. - М.: Юрид. лит., 1975. - 199 c.

9. Судницын Ю. Г. Национальный суверенитет в СССР. - М.: Г осюриздат,1958. - 102 с.

10. Шевцов В. С. Суверенитет советского государства. - М.: Юрид. лит., 1972. - 264 с.

11. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета, N 55, 16.03.2020.

12. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. Подписан в г. Москве 18.03.2014 // СЗ РФ, 07.04.2014, N 14, ст. 1570.

13. Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014) // Крымские известия, N 68(5479), 12.04.2014.

14. Закон Ленинградской области «Устав Ленинградской области» от 27.10.1994 N 6-оз (ред. от 15.12.2016) // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области, вып. 2, 1995.

15. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия). Принята Верховным Советом Республики Саха (Якутия) 4 апреля 1992 года (ред. от 15 июня 2016) // Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1992 год, ст. 90

16. Устав города Москвы, принят Московской городской Думой 28 июня 1995 года (в ред. от 02.07.2014) // Ведомости Московской Думы, N 4, 1995.

17. Устав города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 11.04.2014) (ред. от 29.11.2016) // Севастопольские известия, N 31(1652), 23.04.2014.

18. Устав Санкт-Петербурга, принят ЗС СПб 14.01.1998 (ред. от 25.05.2016) // Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга, N 1(5), 2003.

19. Черепанов В.А. Источник государственной власти субъекта РФ: проблема и поиск решения // Сравнительное конституционное обозрение. - 2015. - №6. - С. 30-44.

20. Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 24.04.2020) // СЗ РФ, 06.10.2003, №40, ст.3822.

21. Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права. - 2009. - №7 (151). - С.3-13.

22. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 24.04.2020) // СЗ РФ, 18.10.1999, №42, ст.5005.


Рецензия

Для цитирования:


Докторова А.Т. Население - субъект властеотношений. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «История. Политология. Право. History. Political science. Law». 2020;(2):21-26.

For citation:


Doktorova A.T. Population as a subject of authority relations. Vestnik of North-Eastern Federal University. History. Political Science. Law. 2020;(2):21-26. (In Russ.)

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5612 (Online)